Памятник Богдану Хмельницкому

Памятник Богдану Хмельницкому — один из самых знаменитых городских монументов, своеобразная эмблема Киева.

Идея установить памятник Богдану Хмельницкому в Киеве или Переяславе возникла еще в 1859 году в альманахе «Украинец» профессора Михаила Максимовича, немного позже при участии Михаила Юзефовича она перешла в практическую плоскость.

Михаил Юзефович обратился к известному художнику Михаилу Микешину. Тот с охотой в 1868 г. приехал в Киев и договорился о памятнике. Позднее Микешин доказал царю Александру II, что «на Украине, под впечатлением недавнего польского восстания, возникло общее желание достойно оказать почести за патриотическую выслугу гетману Хмельницкому, который приобщил Украину к России».

В 1870 г. царь велел собирать пожертвования на памятник по всей России «тому, кто возвратилъ русскому народу Кіевскую святыню, кто спасъ, может быть, православіе на берегахъ ДнЂпра и положилъ краеугольный камень нынЂшнему государственному зданію всея Россіи».

Михаил Микешин разработал модель памятника: Богдан был на резвом коне, «под копытами коня лежал труп ксёндза-иезуита, покрытый покромсанным польским знаменем, здесь же валялись куски порванной цепи. Далее, за конём, сбитая его копытом, торчком летела со скалы фигура польского пана, а ещё ниже — фигура жида-рандаря, руки которого закоченели на просвирах, пасхах и награбленных церковных вещах»… Во главе пьедестала — кобзарь поёт и играет на бандуре, а под ним подписано:
«Та не буде лучче, та не буде краще,
Як в нас на Вкраїні,
Що нема жида, що нема ляха,
Не буде й унії…».

Пожертвования поступали плохо. По подписке собрали лишь 25000 рублей. В целях экономии автор эскизных рисунков отказался от многих элементов предполагавшейся многофигурной композиции. Так, не оказалось в окончательном варианте задуманных барельефов «Битва под Збаражем» и «Въезд войска Хмельницкого в Киев», скульптур убитого поляка, бегущих от гетмана еврея и иезуита. Не нашлось места кобзарю, в образе которого угадывался Тарас Шевченко, и отрывку из стихотворения. По политическим мотивам царь запретил лошади топтать польское знамя.

В это время Морское ведомство передает для статуи 1600 пудов старой корабельной меди.

Михаил Микешин не был скульптором, поэтому статую гетмана отлил в 1879 году в Петербурге на заводе Берда скульптор Пий Адамович Велионский, а фигуру коня — его коллега Артемий Лаврентиевич Обер.

После долгих споров о месте установки, в 1881 г. начали копать под памятник на Софийской площади, но из Петрограда неожиданно запретили работу…

Оказалось, что это киевское духовенство пожаловалось в Синод. Оно писало: При испрошеніи Высочайшего разрЂшенія на сооруженіе памятника Хмельницкому мЂстом для постановки его предполагалась Бессарабская въ Кіе†площадь, переименованная тогда же въ площадь Богдана Хмельницкаго. Между тЂмъ кіевская городская дума въ засЂданіи 16 іюля 1881 г. постановила: памятникъ этотъ поставить на Софіевской площади, въ ея центрЂ, против алтарной стЂны Кіево-Софіевскаго Собора, извЂстной подъ именемъ «нерушимой стЂны». При означенномъ положеніи и высотЂ памятника на площади не только будетъ закрыт видъ на соборъ со стороны Крещатика и Михайловского монастыря, гдЂ проходятъ массы богомольцевъ, совершаются церковныя процессіи и движется городская публика, но ещё всякому, направляющемуся съ этой стороны къ собору будетъ представляться уже не алтарная стЂна собора , а задняя часть лошади… Естественно, такимъ видомъ смущенъ будетъ каждый благочестивый христіанинъ, обычно творящій на себЂ крестное знаменіе въ направленіи къ «Нерушимой стЂнЂ»… Находя такую постановку конной группы предъ св. Алтаремъ неприличною и оскорбительною для религіознаго чувства парвославных поклонниковъ русской святыни, духовенство в особе преосвящ. Иоанна и просило запретить ставить памятник на Софийской площади…

После отливки и доставки в Киев, статуя восемь лет простояла «под домашним арестом» во дворе Старокиевского полицейского участка, — за то, мол, что прибыл «без пашпорта», как шутили тогда люди…

Только в 1886 г. из казны было выдано 12000 рублей. Город передал архитектору Николаеву 30 кубических саженей гранитных глыб, оставшихся после возведения опор Цепного моста. Из них и соорудили основание. Памятник был размещен на Софийской площади, но развернули и подвинули его подобающим образом. В результате гетман стал указывать булавой не на Варшаву, а чуть ли не на Москву.

Наконец, в дни празднования 900-летия крещения Руси, 11 июля 1888 г. — памятник был установлен и освящен.

с сайта http://www.otdihinfo.ru